Главная » Новости » ДиалогиО » АналиПолиЭко |
22 мая 2015 года Государственная дума приняла в третьем чтении проект закона об амнистии капиталов и поправок в Налоговый кодекс, связанных с предстоящим добровольным декларированием капиталов. Хотя проекты не утверждены Советом Федерации и пока не подписаны президентом, можно считать, что основные параметры программы декларирования уже определены.
Программа декларирования. Программа предоставляет любым физическим лицам (в том числе иностранным гражданам) возможность раскрыть (задекларировать путем подачи специальной декларации в налоговые органы) информацию о принадлежащем им имуществе и счетах в иностранных банках. Задекларировать можно недвижимость, транспорт, акции и доли участия в компаниях (отдельно можно задекларировать контролируемые иностранные компании). Кроме этого, декларируются счета в иностранных банках, в отношении которых физическое лицо является бенефициарным владельцем (т. е. речь идет о банковских счетах иностранных компаний, которые контролируются физическими лицами). Период декларационной кампании - с 1 июля по 31 декабря 2015 года. Участие в программе должно освобождать декларанта от применения мер административной, налоговой и уголовной ответственности, которая в ином случае могла бы наступить в связи с приобретением, использованием и распоряжением задекларированного имущества. Декларироваться могут как российские, так и иностранные активы. Программа предоставляет декларанту возможность выбирать, какое именно имущество будет раскрыто в рамках декларации: декларирование всего имущества не требуется. Декларантам предоставляются дополнительные правовые гарантии, в основном ограничивающие оборот информации, представленной в ходе декларационной кампании, и возможность использовать эту информацию для уголовного преследования или проведения налоговых проверок декларантов. Возврата имущества в Россию (так называемая репатриация), за исключением ограниченного перечня случаев (например, имущество находится в государстве, включенном в списки ФАТФ), не предполагается. Важным условием программы является возможность безналоговой передачи принадлежащего номинальному собственнику имущества в пользу его фактического собственника. На первый взгляд, базовые условия программы в целом не изменились. Но, как и всегда, дьявол в деталях. С одной стороны, раскрытие гражданами информации об иностранных активах может серьезно упростить процесс налогового администрирования в будущем. Информация, полученная в рамках декларационной кампании, станет отличным источником данных о том, где искать будущие налоговые поступления. Этот мотив очень понятен, особенно в условиях усиливающейся международной налоговой конкуренции и общей тенденции к прозрачности в мировой налоговой политике. С другой стороны, амнистия может способствовать росту уровня доверия граждан к государству, которое в обмен на открытость в имущественных вопросах предлагает освобождение от ответственности и, как следует из законопроекта, обеспечить защиту этого имущества. Но поверить в такую интенцию несколько сложнее: в силу накопленного исторического опыта нет того кредита доверия, который позволил бы гражданам принять обещания государства на веру, не опасаясь недобросовестного использования данных, которыми они поделятся в ходе декларационной кампании. Что изменилось. В первом чтении законопроект предполагал, что основанием для получения освобождения от уголовной ответственности будет принимаемый Думой акт амнистии. Подобный подход порождал обоснованные сомнения у потенциальных участников программы в том, каковы будут условия амнистии, будет ли акт амнистии принят и если да, то когда именно? В результате законодатель отказался от этого подхода, предложив более прагматичное и понятное решение - установить основание для освобождения от уголовной ответственности прямо в уголовном законе. Также внесена окончательная ясность в вопрос о том, по каким статьям можно будет получить освобождение от ответственности. Учитывая серьезность наказания, наибольший интерес, естественно, вызывает вопрос освобождения от уголовной ответственности. В первую очередь, программа декларирования предусматривает освобождение по статьям об уклонении от исполнения обязанностей по репатриации иностранной валюты, уклонении от уплаты налогов и таможенных пошлин, сокрытии имущества, за счет которого может быть взыскан налог. Перечень статей сократился по сравнению с тем, что было изначально запланировано. Тем не менее оставшиеся в проекте статьи наиболее интересны и актуальны для граждан. Принятые поправки в Налоговый кодекс обеспечили возможность безналоговой передачи активов их реальному собственнику (раньше отсутствие этих поправок делало соответствующую норму закона декларативной). Кроме того, налоговые поправки исключили возможность взыскания налога, обязанность по уплате которого возникла при приобретении, использовании или распоряжении задекларированным имуществом. Не самое элегантное, но возможное решение. В результате, с одной стороны, это сделало декларационную кампанию полностью бесплатной и доступной, но с другой - и более дискриминационной. Мировой опыт амнистий показывает, что для получения освобождения от ответственности, как правило, требуется заплатить налоговые долги. Безусловно, их размер может дисконтироваться, но наличие такой обязанности в определенной степени уравнивает участников амнистии с теми, кто и ранее исправно платил налоги. В качестве даты отсечения для получения гарантий по программе - даты, до наступления которой могли быть совершены «освобождаемые» деяния, - выбрали 1 января 2015 года (т. е. всем дали дополнительный год). В новом проекте решена проблема потенциальной ответственности менеджмента компаний. В случае когда собственник декларирует компанию, он, возможно, тем самым задает вектор для расследования в отношении менеджмента. Теперь программа содержит механизмы защиты менеджеров. Исправлены и другие пробелы законопроекта. Например, ранее наличие возбужденного в отношении декларанта уголовного дела полностью лишало его возможности получить защиту от привлечения к уголовной ответственности в рамках программы. Теперь гарантии не предоставляются только по конкретному преступлению (т. е. если факт совершения преступления уже установлен на момент декларирования). В общем и целом поправки сделали программу более понятной и должны позволить всем желающим лучше оценить все плюсы и минусы участия в ней. Заработает ли закон в полную силу? Несмотря на улучшения, сделавшие программу более понятной, все еще остается много неясностей и вопросов, ответы на которые нужно найти до подачи специальной декларации. Как и ранее, программа предлагает участникам декларировать контролируемые иностранные компании (КИК). Наличие данной опции не вполне объяснимо. Во-первых, законопроект предусматривает возможность декларирования в рамках программы факта владения ценными бумагами (акциями) иностранных компаний, т. е. возникает вопрос параллельного декларирования активов (один актив декларируется сразу по нескольким основаниям). Конечно, КИК - это не всегда акции иностранных компаний, есть еще трасты, фонды, но все же. Во-вторых, срок исполнения обязанности по уведомлению о КИК в рамках действующего регулирования еще не наступил. С этой точки зрения нецелесообразно требовать раскрытия КИК, которые потом придется раскрыть повторно, уже в рамках исполнения специальных налоговых правил. Не совсем понятно и предложение декларировать счета, в отношении которых физические лица являются бенефициарными владельцами в соответствии с правилами «антиотмывочного закона» (Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Остается неясным, предполагалась ли возможность предоставить гарантии и защиту от ответственности для случаев, когда иностранные корпоративные счета использовались физическими лицами в своих личных целях или опция направлена прежде всего на то, чтобы собрать больше информации об активах? Нельзя не обратить внимания и на вопрос о передаче активов от номинальных собственников. При первом рассмотрении данная опция кажется очень привлекательной. Но если вникнуть в детали, все выглядит не так безоблачно. По новым правилам, безналоговая передача возможна, только если будет предоставлен подчиненный иностранному праву договор, на основании которого права собственника имущества были переданы номинальному владельцу. С практической точки зрения это изменение означает, что в качестве номинальных собственников программа рассматривает только иностранцев. Очевидно, этим ограничением законодатели хотели исключить возможность использования программы для совершения коммерческих сделок по продаже активов. Но есть и другой аспект, который фактически сводит на нет эту возможность программы. На практике, как правило, имущество не передается от реального собственника номинальному, а сразу оформляется на номинального собственника. Или имущество значительно видоизменяется (одни активы продаются, новые приобретаются). Для таких случаев данная опция может быть просто недоступна, так как не будет возможности предоставить какой-либо договор, подтверждающий изначальную передачу имущества. Наконец, отдельного внимания заслуживает вопрос о том, насколько в действительности надежны предлагаемые программой гарантии. Программа дает доступ к гарантиям в связи с приобретением, использованием и распоряжением имуществом, указанным в декларации или в связи с формированием источников приобретения имущества. Наибольшие опасения вызывает вопрос о том, что именно должно пониматься под источниками приобретения имущества: будет ли это только то, что непосредственно предшествовало приобретению актива, или подразумевается вся и любая конвертация активов в деньги и денег в активы, которая имела место до приобретения задекларированного имущества, например за последние 15-20 лет? Неясно и то, как быть в ситуации, если в данный момент гражданину нечего декларировать: все активы проданы, счета, на которые поступали доходы от их продажи, закрыты? В такой ситуации воспользоваться программой амнистии невозможно. Очевидно, что оптимальной была бы возможность раскрытия информации об отдельных сделках как отдельного объекта. Именно такой подход сделал бы амнистию понятной для всех, работающей и отвечающей как интересам граждан, так и интересам государства. Однако пока этого не случилось. Источник: http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/289537-amnistiya-kapitala-ozhidaniya-i-realnost | |
Просмотров: 427 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |